Странные дома - отчаянные поступки 

Дом как перформанс



Лишайничек серый, пушистый, на дачном заборе,

Такой бархатистый, – свидетелем будь в нашем споре.

Жизнь – чудо, по-моему, чудо. Нет, горечь и горе.

Да, горечь и горе, а вовсе не счастье и чудо.

Александр Кушнер




Дом. Поленовский «Московский дворик», солнечное пространство, в котором созвучны друг другу природа, человек и его жилище.

Не только живопись, у нас и литература разворачивается от дома или к дому. Что же говорит о жизни дома современное искусство?


На пределе контроля


          «Нервы натянуты до предела» − это выражение характеризует отношения близких людей, доведенные до опасной крайности. Насколько опасной? 


          Мужчина и женщина друг напротив друга. Женщина, отклонившись, держит рукоять лука, натягивая тетиву. Стрела, сжатая рукой мужчины, направлена в сердце женщины. Микрофон усиливает стук их сердец. Перформанс («Энергия покоя»). Четыре минуты стрела направлена в сердце. 

Перформанс «Энергия покоя»

          Вот разложены на столе предметы, опасные и не очень (вдруг вспоминаешь: сколько же в наших домах опасных предметов!), зрители могут использовать их, как угодно, по отношению к неподвижно стоящему автору. Как угодно, то есть доставляя и боль, и удовольствие. Оказалось, большинство предпочитает причинять боль. 


          Возвратившись домой после шестичасового представления «Ритм 0», Марина Абрамович (именно о ее перформансах идет здесь речь) впервые увидела у себя седую прядь. Эксперименты на переход границ дозволенного не проходят даром.

Перформанс «Ритм 0»

          Дом часто - пространство такого рискованного эксперимента. А хочется - зона комфорта и безопасности...

Отчаявшись быть услышанным


          Разрыв общения – с этого начинается разрушение дома. 


          Словно отчаявшись быть услышанными, мужчина и женщина сидят спиной друг к другу. Их волосы сплетены на затылках так туго, что любое движение одного отзовется болью в теле другого. 


          Зрители будут входить в зал и выходить из зала, а эти двое, с переплетенными волосами, останутся неподвижными. «Отношения во времени» - написано на афише.

Перформанс «Отношения во времени»

          Дом порой становится прозрачным, словно стены исчезают, и равнодушные взгляды прохожих скользят по боли и напряжению беззащитных людей.


          Когда высказаться невозможно и слова перестали служить передаче смысла, достаточно просто присутствия. Присутствия художника, в течение многих дней, по 8-10 часов, в открытом пространстве музейной площадки, за столом, на расстоянии протянутой руки от случайного посетителя. Взгляд глаза в глаза, эмоциональное потрясение. Через несколько минут место напротив автора занимает следующий. Перфоманс так и называется: «В присутствии художника».

Перформанс «Присутствие художника»

          Если чужие люди за несколько минут могут установить молчаливый эмоциональный контакт, то почему посмотреть в глаза близким людям оказывается так трудно? Может быть, потому что они (мы) не готовы к тяжкому труду понимающего смотрения?

Вид из дома - что не так?


          Люди проходят в зал сквозь узкий «коридор» обнаженных тел, едва имея возможность повернуть голову, заглянуть в чьи-то глаза («Imponderabilia» - Непреодолимое). Не так ли мы проходим коридорами дома - стиснутые обстоятельствами, беззащитные?


          В «Доме с видом на океан» (на самом деле - на сцене, разделенной тремя перегородками и открытой в зрительный зал) автор перформанса проводит двенадцать дней, без пищи и сна. Полная обнаженность перед залом. Не в переносном, а в прямом смысле. Три «псевдокомнаты». Перебраться из одной в другую можно по лестницам из заточенных ножей. А вот покинуть сцену нельзя. 

Перформанс «Дом с видом на океан»

          Вам не приходилось ступать по лезвию ножа, входя в дом? Хорошо, если нет.

Жизнь - искусство


          Люди, чужие и близкие, их действия и жесты, вопросы без ответа, жажда сочувствия – да, наш дом иногда это тот же перформанс. Искусство «длящегося мгновения», безмолвный мунковский крик. 


          В искусстве перформанса дом – это анти-дом, дом всем домам наоборот (так и называлась программа в одном из московских музеев, словно запустившая обратный ход времени). 


          Без границ своего и чужого пространства, без возможности укрыться, занять «свое» место. 


          И если в этом мире непонимания и боли найдется человек, зритель, который спасет художника из горящего круга, защитит от опасных предметов, закричит: «Не надо!», то он и станет своим, родным.


          «Дальний», который вдруг становится спасающим «ближним». Может быть, это и есть главное «послание» перформанса о доме? Не надо опасных экспериментов - просто любите друг друга! Хотя это так не просто.

«Московский дворик» Поленов В.Д.

И вымолишь вдруг то, о чем столько времени молишь. 

Затем что и сверху, и снизу, и сбоку – Всевышний.

Поэтому дальний от нас, выясняется, – ближний, 

Спешащий на помощь, как этот лишайничек лишний.

Александр Кушнер

Ирина Терентьева

автор

Читайте также


Охота к перемене мест - сладкая мука

Что можно узнать, изучив новые европейские этикетки?

С начала времен человек старался что-то положить «под ушко» во время сна. Суровый быт всегда требует полноценного отдыха. История происхождения непременного атрибута полноценного отдыха столь же богата, как, скажем, история оружия.

«Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.»

Лев Толстой

Поделиться в соц.сетях

Получайте новые статьи журнала на почту!

Оформи бесплатную подписку